Методисты и микрокредитование
Методисты и микрокредитование
Джон Уэсли не был величайшим проповедником своего времени. Его случайный друг и заклятый враг Джордж Уайтфилд был таковым. "Мой брат Уэсли действовал мудро", - говорил Уайтфилд. "Души, пробудившиеся под его служением, он объединял в общества и таким образом сохранял плоды своего труда. Я пренебрег этим, и мой народ - это тропинка из песка".
Это поразительный образ. Веревка из песка может показаться на первый взгляд похожей на веревку из шнуров. С первого взгляда можно подумать, что с его помощью можно прикрепить корабль к причалу. Но как только вы прикасаетесь к нему, он рассыпается в пыль. Сам Уэсли использовал этот образ, чтобы описать христианство, против которого реагировал его народ в Англии восемнадцатого века: "Те, кто желал спасти свои души, больше не были веревкой из песка, но сцепились друг с другом и стали следить друг за другом в любви. Были созданы общества, и христианская дисциплина была введена во всех ее отраслях".
Гений Уэсли как лидера не был просто виртуозным исполнением, чтобы другие аплодировали. Он использовал свою неоспоримую индивидуальную харизму для создания института, который мог бы обучать более обычных людей, таких как большинство из нас, продолжать его дело. Гениальность Уайтфилда сохранилась в анекдотах о том, как Бенджамин Франклин опустошал свои карманы в тарелки для пожертвований Уайтфилда, несмотря на свои намерения не делать этого, и как Франклин жаждал услышать мелодичный голос Уайтфилда, произносящий Месопотамию. Сейчас не существует никаких обществ Уайтфилда. Но есть десятки миллионов верующих уэслианцев по всему миру.
Сегодня в мире есть десятки миллионов верующих уэслианцев.
Те, кто откликнулся на проповедь Уэсли, были организованы в "классные собрания" для последующего духовного поиска освящения— исходя из понимания того, что без последующего движения к святости предыдущее движение к оправданию мало что значит. Классные руководители начинали собрания с таких волнующих вопросов, как "Итак, согрешил ли кто-нибудь на этой неделе?". Католическая исповедь один на один становилась здесь публичной, корпоративной и более трудной— и, следовательно, более вероятной для побуждения к святости, из-за страха стыда, если не из-за любви к Богу.
Уэсли был в курсе того, что исповедь один на один - это не просто исповедь.
Организаторский дар Уэсли проявился и в ссудном фонде первых методистов. Методистская проповедь привлекала многих из тех, кто остался за бортом раннего индустриального общества Британии. Уэсли беспокоился об этом — святость делала вас бережливым, бережливость делала вас богатым, а богатство было духовно опасным. Тем не менее, деньги могут принести и пользу. Уэсли предложил "тем, у кого есть блага этого мира... помогать своим нуждающимся братьям", и обнаружил, что ничтожный заем значительно улучшает жизнь людей, удерживая их от ломбардов. "Не вложит ли Бог в сердце некоторых человеколюбивых людей желание увеличить это? . . . Если это не "заем Господу" (Пр. 19:17), то что же это?"
.
Эти уэслианские способности к организации и расширению возможностей бедных сохранились в учреждениях, созданных методизмом и его церковными потомками: университетах, больницах и детских домах. Организация малых групп, питающая американское движение мегацерквей, также обязана своей институциональной ДНК Уэсли. Но более удивительным потомком может быть Мухаммад Юнус, основатель банка "Грамин" в Бангладеш и лауреат Нобелевской премии мира 2006 года. Юнус показал кредитному миру, что бедные люди - это не просто кредитный риск, а большая финансовая возможность. Он показал иностранным донорам, что то, что для западного человека является мизерной суммой, если дать ее непосредственно женщине в бангладешской деревне, может значительно улучшить жизнь всей ее семьи— и что это может повторяться миллионы раз по всему миру.
Юнус добился того, что банк "Грамин" стал крупнейшим в мире.
Юнус добился уровня возврата кредитов, сравнимого с тем, которым пользуется Chase Manhattan среди богатых американцев, организовав бангладешских женщин в небольшие группы: Если бы одна женщина не смогла выплатить свой кредит, доступ всей группы к кредиту оказался бы под угрозой. Малые группы способствуют большей индивидуальной дисциплине и более вероятному достижению целей, как это показали в современной Америке Анонимные Алкоголики, WeightWatchers и книжные клубы, вдохновленные Опрой. В условиях Бангладеш стыд является мощным фактором, влияющим на поведение в деревенской жизни. Юнус сумел использовать эту энергию для того, чтобы охотно возвращать кредиты. Социальное давление, которым бедняки обладали в избытке, стало заменой залога, отсутствие которого закрывало путь к доступному кредиту.
Теологи считают, что теология и богословие - это не то, что нужно.
У теологов могут быть почти инстинктивные причины настороженно относиться к таким предприятиям, как Grameen, и к таким терминам, как социальное предпринимательство, ярким примером которого является Юнус. Разве этот вид капитализма не является эксплуататорским? Юнус ясно говорит, что Grameen - это не благотворительность— это бизнес-предприятие, принадлежащее бедным и предназначенное для помощи им. Банк настаивает на возврате кредита даже в случае стихийного бедствия или иного разрушения предприятия. У тех, кто обучен академическому богословию, могут возникнуть опасения, вытекающие из различия между стратегиями и тактиками Мишеля де Серто. Разве микрокредитование не является стратегией— подходом доминирующих, которые контролируют бессильных?
Интеллектуалы, отмечает Юнус, "говорят всевозможные вещи о мире, но не говорят о соседстве". Он пришел к идее микрокредитования почти случайно— в разговоре с деревенскими жителями недалеко от своего университета в Читтагонге. В течение многих лет он слушал бедных сельских жителей просто из интереса к местным условиям, к общему национальному наследию, из желания узнать, что происходит в его районе. Именно такое слушание должны делать местные пасторы, если они хотят быть верными и эффективными в служении.
Он обнаружил, что пасторы должны прислушиваться к местным жителям, чтобы быть верными и эффективными в служении.
Он обнаружил, что непомерно высокие кредитные ставки оставляют бедных в состоянии, которое можно сравнить с кабальным рабством— 600 процентов в месяц сделают это с вами. За сумму, эквивалентную всего 26 долларам, выдаваемым в деревне, десятки сельских жителей могли пойти работать на себя, вырваться из кабалы и, возможно, в конечном итоге вырваться из бедности как таковой. Юнус также усвоил первый ценный урок, когда его подвели со сроками погашения кредита. Эта операция должна была оставаться проворной, близкой к земле, готовой учиться на ошибках. И сами жители деревни должны были руководить процессом: "Когда сельские жители определяли структуру и правила, их местные организации процветали"
.
Бангладеш к тому времени получил 25 миллиардов долларов международной помощи, влитых в него благонамеренными, но заблуждающимися западными людьми, и стал беднее. Микрозаймы были бы тактикой, если хотите, а не стратегией (если использовать несколько сомнительное различие). Или, выражаясь языком самого Юнуса, его схема отказалась бы от взгляда с высоты птичьего полета ради "взгляда с высоты червивого глаза"
.
Исследование под таким низким углом окупилось. Банк "Грамин" разросся благодаря помощи правительства, международной помощи и упорству самого Юнуса. Он стал подлинной альтернативой обычной банковской практике, настолько, что некоторые сотрудники называли себя "борцами за свободу", а многие другие относили его к контркультуре. Юнус не стремился нанимать самых лучших и талантливых из Бангладеш. Он просто спросил одну соискательницу, далеко ли она может ходить. Ему нужны были люди с характером, которым небезразлична судьба их общины.
Получатели займов - это люди с характером.
Что касается получателей кредитов, то для получения такого рода займа необходимо было доказать, что вы недотягиваете до порога, установленного Grameen. Этот банк не ждет, пока бедные придут к нему и будут дрожать от яркого света, правил и власти над своим будущим. Скорее, Grameen отправляется в деревни, чтобы найти бедных людей и организовать их в группы для получения кредитов и дисциплинированного погашения. Нынешняя массовая эмиграция из сельской местности в города, наблюдаемая во всем мире, потенциально может быть сдержана таким подходом, поскольку здесь капитал перемещается в деревни, и сельским жителям не нужно переезжать в столицу. И подавляющее большинство получателей кредитов - женщины. Это объясняется тем, что получение ими денег с гораздо большей вероятностью поможет всей их семье, чем если бы кредиты брали мужчины. (Мужчины покупают часы, женщины - еду и лекарства, согласно репортажу Дэвида Борнштейна в книге "Цена мечты")
.
Юнус описывает контркультуру следующим образом: "Другие банки предполагают, что вы потенциальный мошенник. Поэтому они связывают вас [залогом]. Мы же исходим из того, что вы - самый лучший человек на свете. И в обоих случаях есть пределы погрешности. Но если их возврат кредита составляет 98 процентов, как и наш, то в 98 процентах случаев они ошибаются, а мы правы в 98 процентах случаев". Получатели кредитов находят друг в друге самых выгодных клиентов для своих начинающих предприятий— поскольку все они по отдельности теперь имеют доступ к покупательной способности. Борнштейн называет это "экономикой "пузыря"", что представляет собой разительный контраст с любовью Америки к "нисходящим" попыткам помочь всем за счет помощи богатым.
И это выглядит так.
И все это поразительно похоже на Уэсли. "В группы заимствования принимаются только те, кто признан достойным своими ближними, - пишет Борнштейн. Уэслианское настаивание на том, что не существует святости, которая не была бы святостью социальной, здесь воспроизводится с почти пугающей близостью. Подобно тому, как ранние христиане опрашивали соседей катехуменов, чтобы увидеть доказательства святости, о которой они заявляли, здесь работники Юнуса опрашивают соседей тех, кто утверждает, что заслуживает доверия для получения займов.
Дисциплина, применяемая здесь, выглядит так, как будто она не может быть использована для получения займов.
Дисциплина, применяемая здесь, поразительно похожа на уэслианские собрания. Если есть проблема с тем, что заемщик не приходит на собрания группы, она должна быть озвучена публично, а не через сплетни за спиной. Если жалоба признана законной, обиженная сторона должна публично пообещать исправиться. Предписание Матфея 18 о церковной дисциплине редко соблюдается так тщательно.
Конечно же, малые группы не могут не соблюдать церковную дисциплину.
Конечно, малые группы, будь то уэслианские или юнусианские, - это не только дисциплина. Это также взаимная поддержка и ободрение. Как сказала одна руководительница: "Когда я разговаривала с этими женщинами, мои проблемы казались пустяком. Они исчезали"
.
Юнус принял свой национальный банк задолго до того, как его признал комитет по Нобелевской премии в Норвегии. Но он быстро стал не единственной игрой в городе, и это его ничуть не разочаровало. Его проект был открыт для копирования всеми, и сегодня Grameen является лишь одной из 700 организаций, занимающихся микрокредитованием в Бангладеш. Мухаммад Юнус не является неподражаемым гением (несмотря на распространенную критику и похвалы в его адрес).
Его организация - это организация.
Его организация, тип учреждения, который может быть скопирован другими и был скопирован, распространяясь вирусным образом, чтобы принести здоровье. Хотя ее успех часто называют чудом, это, конечно, не так— ее можно повторить, как любое научное открытие. И его повторяют по всему миру, в том числе и в Соединенных Штатах.
В то время как Grameen часто называют чудом, это не так.
Хотя Grameen уделяет внимание местным условиям, бедность действительно имеет универсальные характеристики. Некоторые бедняки в Бангладеш намеренно калечат своих детей, чтобы сделать их более эффективными попрошайками. Трудно представить себе более глубокий ад, чем такая безысходная нищета. И все же бедняки привыкли к тяжелому труду, поскольку им приходилось заниматься им, чтобы просто выжить. "Бедняки обладают огромным управленческим потенциалом, - говорит лейтенант Юнуса Музаммель Хьюк. И цена помощи им мизерна— стоимость возможностей трудоустройства для 2 миллионов семей меньше стоимости двух истребителей F-16.
Юнус не надеется, а планирует создать мир без бедности к 2030 году. Естественно, бремя доказательства лежит на том, кто делает такое смелое, почти эсхатологическое предсказание. Христиане вправе настороженно относиться к подобным заявлениям. "Нищие всегда будут с вами", - сказал Иисус, и, что бы он ни имел в виду, мы, по крайней мере, можем согласиться с тем, что следует с осторожностью относиться к грандиозным заявлениям о прекращении греха до эсхатона.
Для христиан вопрос заключается в том, не является ли подобное организационное строительство для облегчения страданий и победы над бедностью тем, что мир делает работу Церкви лучше, чем когда-либо делала Церковь. Многие из упомянутых выше наследников организаторского гения Уэсли приносят исцеление и целостность не меньше, чем Grameen. Но многие, включая некоторые мегацеркви, группы самопомощи и чтения, могут быть просто самоиндульгенцией. Напротив, микрокредитование, запущенное светским экономистом в одной из самых отчаянно бедных стран мира, выводит миллионы людей из нищеты— к концу 2005 года в Бангладеш, по данным Борнштейна, насчитывалось 14 миллионов семей.
Весли, по словам Борнштейна, является одним из лидеров в области микрокредитования.
Заемный фонд Уэсли ясно показывает, что его видение спасения было не только социальным, оно было целостным— включая телесное и экономическое благополучие. Методистское возрождение охватило весь мир, потому что его проповедники и новообращенные видели шанс на обновленную, более святую и, в конечном счете, более радостную жизнь сейчас, а также на вечную жизнь в будущем. Компания Grameen не заинтересована в последнем. Но было бы просто похоже на Бога использовать светского мусульманского экономиста-банкира, чтобы напомнить потомкам уэслианского движения, что спасение должно быть как личным, так и общественным.
Комментарии
Отправить комментарий